Распределительный вал – кулачковый вал в головке блока. Он открывает и закрывает впускные и выпускные клапаны двигателя в нужные моменты.
Режим работы распредвала
Кулачки распределительного вала постоянно взаимодействуют с толкателями или шайбами гидравлических компенсаторов, поэтому они изнашиваются. Материал распредвала выбирается таким с учётом требуемых свойств:
• Высокая прочность на сжатие и изгиб;
• Невысокий коэффициент температурного расширения;
• Возможность одним из способов (термическое цементирование, наплавка твёрдого сплава) создания слоя высокой прочности и стойкого к истиранию на поверхности кулачка.
Температурный режим внутри головки блока меняется от температуры окружающей среды до 150-170 С. Поэтому между кулачком и толкателем есть тепловой зазор (порядка 0,15 мм). В современных конструкциях для учёта теплового зазора применяются гидрокомпенсаторы, регулирующие его с изменением рабочей температуры.
Проблемы распредвала
Износ распредвала проявляется в двух дефектах:
• Истирание поверхности кулачков;
• Износ скользящих подшипников.
Главный симптом износа распредвала – появление «стука клапанов». Частота звука в 4 раза выше стоков коленчатого вала, поэтому специалист сразу отличает этот симптом от других.
Износ частей газораспределительного механизма приводит к неполадкам двигателя и повышенному износу других частей – клапанов, толкателей, подшипников. Эксплуатация изношенного распредвала может привести к полной замене головки блока цилиндров.
Замена распредвала
Процесс замены вала не очень трудоёмкий при наличии нужных инструментов, однако требует серьёзных навыков. В процессе замены вала нужно убедиться в исправности и хорошем состоянии клапанов. Это очень трудно сделать - головка блока при замене вала не снимается. Кроме того, нужно соблюсти установочные позиции и отрегулировать тепловые зазоры.
На нашем складе, кроме распредвалов, есть все запчасти для ВАЗ и НИВА, которые могут потребоваться при замене распредвала – маслосъёмные колпачки, гидрокомпенсаторы, детали крепежа. Кроме штатных деталей рекомендуем обратить внимание на спортивные модели распредвалов:
• SmartCAMS;
• Нуждин Мотор Спорт.
Для распредвалов термин «спортивные» не совсем правильный. Эти детали отличаются не тем, что предназначены для спортивной машины. Просто они имеют значительно больший ресурс, устойчивость к перегрузкам. Их свойства достигаются качеством материалов и обработки, применением особых технологий изготовления. Это позволяет не только увеличить срок службы, но и снизить расход топлива, увеличить мощность двигателя за счёт повышения его КПД.